Бодхи (bodhij) wrote,
Бодхи
bodhij

Categories:

Дамы и кавалеры, не прочтя этой книги...

Ну, раз длинная цитата испугала не всех, предлагаю еще одну. Не смог пройти мимо.
Это даже не совсем цитата, сколько вступление к книжке.
Прошу прощения, все слова приведены в современной орфографии, а многочисленные ошибки исправлены, за исключением тех, что добавляют тексту шарма. Кроме того, я позволил себе сделать разбивку на абзацы, в книге это один, неделимый абзац.

Сочинение балетмейстера Б. Хржановского. Новейший самоучитель танцев, 1903 год, Рига.

"Дамы и кавалеры, не прочтя этой книги, не могут существовать в этом мире."

(картинка взята не из книги, это  Шарль Жиро)

[О том, как всем вам должно быть стыдно.]Кавалеры и дамы, не умея танцовать, пусть лучше сидят дома, а не мешают танцующим, не отбивают углов залы и не занимают мест, им не соответственных. Скажите пожалуйста, кому будет приятно, если его бьют коленями, или наступают дамам на ноги и боксируют их по бокам, и наталкивать на крамболи. Вы не догадываетесь, что неумеющий танцевать кавалер или дама - несчастье; это ст. Пьер на острове Мартинике, залитый огнем и лавою. Таким образом вы, не умеющие танцевать, вступая в танцы, жарите нас на огне. Всякая хорошая танцорка с прекрасными манерами уходит с бала со слезами, говоря: "он оставил меня в середине зала; он мне оттоптал ноги, он мне выпачкал платье сальными потными руками; - от него несло водкою и табаком."

Как не стыдно, молодым людям приходить в чужой дом, клуб, или на вечер и там обучаться и исправлять свои недостатки. Во первых, вы всегда должны помнить, если идете на вечер или на бал, что нужно иметь с собой две пары перчаток и два-три носовых платка; быть надушенным хорошими духами, и когда начинаете танец, иметь душистые пилюльки во рту (кашу принца Альбрехта). Помните, что не следует класть платков в брючные карманы, не свистать по залам, ноги не класть на кресла, громко не смеяться, не заставлять ждать себя хозяевам, если вы приглашены на вечер, а слишком рано приходить, также не удобно; я говорю вообще, что кавалер без хороших манер, эстетики и грации теряет сто процентов в глазах всего собрания и такие кавалеры выставляют сами себя на смех, их называют неуклюжими, глухими, слепыми, медведями и т.п., и что же из того, что вы стремитесь образовываться, когда у вас нет воспитания, а главное - манер. Воспитывайтесь и образуйтесь, будьте джентль-менами, и докажите что вы идете вперед XX века; но я виду, что вы идете все назад шагами рака. Вспомните прошлое столетие, когда при дворе Екатерины II мчались по залам изящные, грациозные пары кавалеров и дам, танцевали меуэт, гавот, ля паван, и множество разных танцев: гранды, кавалеры, офицеры, чиновники, студенты, приятно было смотреть на хирографию искусства, хорошие манеры и полную грацию. Но на чем же стоит ваш XX век? где эти статные кавалеры, дженть-мены храбрецы, воины, поэты и танцоры.


[Особенно плохо у студентов и гимназистов]Начнем напр.: вечер в гимназиях, чем же он отличается? гимназисты, гимназистки, студенты: они не умеют танцевать, не умеют кланяться, входя в зал и выходя из нее, подать руку даме, довести ее до места, всюду видно у нас халатность. Так бывает и на публичных балах.

Сказать правду: я строгий критик для вас, но зная свет и будучи учителем в разных учебных заведениях, требуешь в нынешнем веке чего-то больше, чем нам и не хватает. Конечно, вы не виноваты, молодые люди, а ваши родители и воспитатели, которые говорят: и мы так жили, век прожили и наживали себе капиталы. Конечно, не каждый отец, не каждый директор, инспектора и заведующие разных учебных заведений заботятся о своих детях и учениках, дать им не только образования, но и хорошее воспитание. Я вам не в упрек говорю, молодые люди, есть и между вами хорошие, статные, грациозные кавалеры, но таких очень мало, можно чуть-чуть высчитать десять процентов.

Но вы удивляетесь, почему прибегаю все к критике гимназистов и студентов. От того, что весь свет требует от мундира образования и от мундира военного очень много, даже больше, чем можно требовать. Раз на бал являются студенты, гимназисты, офицера, то уже ходят толки по городу: "АГА!" там будет роскошный бал, там будут офицера и студенты! Каждая дама приготовляется к этому балу в роскошных модных нарядах , украшая себя брилиантными и разными камнями, как на великое торжество, и вдруг, приезжая на бал, что же встретили, в полном смысле разочарование: кавалеры прячутся по углам, или за зелеными столами отжаривают стуколку или банк, или за буфетом заливают свое горе монополькою, а бедные дамы страдают весь вечер.


[учитесь хИрографии! в кабаках балета нет!]Так, молодые люди! Лучше браться за дело, чем делаться насмешищем и карикатурою! Бегите скорее к балетмейстерам, чтобы вас ошлифовали, наконец к частным учителям танцев, требуйтеот них хорошего тона, светской этикеты, эстетики, грации и познания всех танцев большого света: поймите же наконец, что такое балет! Спрашиваешь иногда молодого человека: "Знаете ли вы музыку и танец из такого-то балета, гавот Людвига XIV, танец амазонок, бедуинов, чардаш, неаполитанский танец и азиатские танцы в Турции?" Молодой человек отвечает: "Как же, знаю хорошо балет: у нас в цирке танцевали собаки с длинными шлейфами!" "Нет! Милостивый государь! я не об этом говорю, а говорю о людях, составляющих сюжет драмы, трагедии, комедии, где не слышно человеческого голоса, а артист в балете играет мимикой и пантомима разъясняет вам весь сюжет. Там видите хирографию искусства человеческого, вы наслаждаетесь эстетикой и грацией. Момент представления этой красоты поддерживает симфонический оркестр из ста человек. Вы находитесь будто в раю". Молодой человек говорит: "Да, да, я это знаю, у нас в летних садах есть такой балет, танцуют четыре девушки и один или двое мужчин, так знаете: публика не только кричит браво, а даже ура! так плясали комаря и малороссийского чопака, что я прямо находился будто в раю!"
- Нет, милостивый государь! Это тоже не балет.
- Да что же это? какие же это артисты, как же их называть?
- Как их называть? народными плясунами!
По балаганам, летним садам, кафе-ресторанам и шантанам пляшут народные танцы бедные девушки или мальчики, продавщицы цветов, яблок, порой из прачешных и модных магазинов, набирают их эксплуататоры, таперы, музыканты, у которых найдутся в кармане три, четыре сотни; обмывают, одевают этих детей, призывают балетмейстеров и они из выучивают народным пляскам. Этакие дети называются плясунами. Но артисты балета научаются в Императорских школах балета лет 12-15 и сделаются балетными артистами и у таких-то балетмейстеров вы можете достигать украшения и изящности вашей фигуры.
Tags: XX век, Танцевальное, бал, как это делалось, факты о танцах, цитата, этикет
Subscribe

Posts from This Journal “цитата” Tag

  • Забавы и удовольствия в городке.

    Долго собирался с силами, чтобы набрать этот грандиозный по размерам текст. Не уверен, что мои читатели осилят его прочитать целиком. Но он…

  • Из воспоминаний графа Соллогуба

    Извините, не смог пройти мимо такого замечательного текста: "Весной мы устраивали "пикники", разумеется, в скромных размерах, на которые…

  • Про организацию домашних балов - пост для девочек

    Нашел цитату о том, как дамы на домашних балах делят кавалеров: А.К. Буринская, Дамский сборник, 1882, с.367 На домашних танцевальных вечерах,…

  • Краткий путеводитель по танцевальным и историческим записям в этом журнале.

    Решил собрать список информативных постов в своем журнале. Ссылки на новые записи будут сразу добавляться сюда. О современных балах, дискуссии и…

  • Про мазурку.

    Мазурка раздалась. Бывало, Когда гремел мазурки гром, В огромной зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком. Теперь не то: и мы как дамы,…

  • Альманах "Москва", т.10

    К сожалению, не помню год. "Москва", т.10, стр.33-37 Балы, маскарады и концерты. С ноября месяца, до самого Великого поста, в высшем…

  • ВЕНСКИЕ СЛИВКИ.

    Сразу предупрежу, текст большой, букв много, запасайтесь кофе и булочками:) Нынче во всех европейских столицах есть недоступные котерии, которые…

  • Провинциальный бал в начале 1840-х годов.

    Продолжая рыться в библиотеке, наткнулся на замечательный роман. В дикой спешке набил цитату, которой и делюсь. Там еще была картинка, постараюсь…

  • Ай да Пушкин!

    Очередная большая цитата, которой, по хорошему, место на http://hda.org.ru, но не очень понятно, как оформлять, откуда взялась, поэтому публикую…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments