Бодхи (bodhij) wrote,
Бодхи
bodhij

Categories:

Салонный танец "Дирижабль" - внезапная история.

В свое время у меня появилась тетрадь с нотами и описанием салонного танца "Дирижабль" - собирался взять его на Стимпанк-бал, но так и не получилось. А тут начал работать над статьей по танцам начала 20-го века, и вновь обратил внимание на него.
Дирижабль_01

В отличии от подавляющего большинства танцев того времени, он был написан и опубликован во Владивостоке. Автором значится П.М. Клочков, на обложке написано, что посвящается Эрасту Петровичу Цорн. Но то, что я понял не сразу - автор музыки: М.А. Кюсс! Тот самый Макс Авелевич Кюсс, который написал "Амурские волны"!

Меня заинтересовало, когда был написан танец. Раз он опубликован во Владивостоке, то не мог быть написан позже 1911 года (и некоторые исследователи считают, что именно в этом году он и был создан), т.к. это последний год пребывания Кюсса на Дальнем Востоке. И, поскольку на тетради нигде не написан год издания, и нет цензурных отметок, скорее всего не ранее конца 1905 года.

Для более точной датировки обратимся к самому известному произведению композитора - вальсу "Амурские волны". На сайте Russian-records.com имеется запись этого вальса, датированная октябрем 1910 года. Вальс посвящен Вере Яковлевне Кирилленко, причем известно, что уже во втором издании с обложки был убран ее портрет.


Из послужного списка Кюсса известно: «Определен на службу в 11-й Восточно- Сибирский стрелковый Её Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полк вольнонаемным капельмейстером – 1907 год 1 мая». Из него же « Допущен к исполнению должности капельмейстера 33-го Сибирского стрелкового полка, куда прибыл и вступил в отправление своих обязанностей – 1 января 1911 года». На обложке "Амурских волн" указан 11-й полк. Это еще раз подтверждает, что вальс "Амурские волны" был написан до 1911 года. Но этот вальс имеет пометку "Оп. 12", а "Дирижабль" - "Оп.9".

Обнаружен так же оригинал вальса "Разбитая жизнь" - дата неизвестна, номер опуса: 8, Кюсс уже капельмейстер 11 восточно-сибирского полка.

На этом пока все. Что было между "Дирижаблем" и "Амурскими волнами"? Если утерянный ныне марш "Трудная жизнь", за который императрица "пожаловала Марку Кюссу в подарок золотые с цепочкою часы с изображением Государственного герба, в чем выдано свидетельство из канцелярии Её Величества от З0 апреля 1908 года» ( о чем есть запись в Послужном списке М.Кюсса) - то дата создания сдвигается на 1907-1908 год.

По некоторым данным в музее МВД в Одессе хранится автобиография Кюсса. Возможно, благодаря одесским друзьям, удастся
получить из нее более точную информацию.

Личности Цорна Э.Г. и Клочкова П.М. к сожалению, идентифицировать пока не удалось.

UPD 8/09/2014: Иногда нужно вернуться, и дополнить. Все равно это никто не читает.


Источник: http://airvl.ru/morskie-zvezdyi.html

Влюбленный капельмейстер

Имя всемирно известного композитора Макса Кюсса (1877—1942) многим меломанам ни о чем не говорит, хотя произведения его знают во всем мире. Правда, родился он далеко от берегов Тихого океана — на Балтике в Шауляе, прославился Кюсс именно во Владивостоке. А главное: именно на берегу Японского моря он сочинил свое самое известное произведение — вальс «Амурские волны».
Незаурядные музыкальные способности Кюсс проявил с детства. Юношей он стал воспитанником военного духового оркестра. После русско-японской войны музыканта направили на службу во Владивосток, где он в 1907 году был зачислен капельмейстером 2-го Восточно-Сибирского полка. В том же году Макс влюбился. Но трагедия состояла в том, что объектом страсти Кюсса стала жена командира его полка, полковника Кириленко. Отвечать на любовь музыканта она не собиралась. Несчастный влюбленный бродил по Светланской, приходил на Набережную и здесь, на берегу Амурского залива, он и сочинил вальс «Амурские волны», ставший всемирно известным.
Успех вальса был необычайным. Начиная с 1908 года он исполнялся повсюду, его ноты мгновенно раскупались в музыкальных магазинах и неоднократно переиздавались. И несмотря на то, что во Владивостоке Кюсс создал и другие популярные вальсы: «Королева экрана (оп.22) » (посвященный Вере Холодной), «Моя тайна (оп.13)», «Скорбь души» (оп.11), «Разбитая жизнь» (оп.8) —  ни один из них не стал таким же популярным, как «Амурские волны». Названия поздних вальсов говорят о том, что сердце Кюсса было разбито. Когда мучения достигли апогея, у композитора случился психический срыв. Пролечившись в психиатрической клинике, он переехал в Одессу. И до конца жизни так и не женился, оставшись верным дальневосточной любви.

Фото Алексея Воронина. Материал опубликован в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 30, 2006 г.



UPD2: 8/09/2014 http://porto-fr.odessa.ua/index.php?art_num=art023&year=2003&nnumb=13
Большое влияние на Кюсса оказал Евгений Михайлович Дрейзин. Они совместно написали вальс "Березка", ставший шедевром музыкальной поэзии этих двух совершенно разных по характеру и темпераменту людей. Но их объединяло главное – музыка. Капельмейстер крейсера "Аскольд" Дрейзин, житель Полтавы, участвовал в боях за Порт-Артур, был в плену. С 1907 года жил в Иркутске, где служил капельмейстером 26-го Восточно-Сибирского полка. Кюсс и Дрейзин больше никогда не встречались, хотя и переписывались до 1932 года.

UPD3: 10/09/2014 http://www.moria.hut1.ru/ru/almanah_07/01_07.htm
Из коллекционных нот, изданных самими авторами, выделяется сочинение капельмейстера М. А. Кюсса для фортепиано «Новейшее танго «Ночь в Бразилии». М. А.Кюсс был уже известным композитором, автором «Амурских волн», «Разбитой жизни» и других шлягеров начала века. Если верить рекламе на красочном титульном листе, танго принесло ему: «Небывалый успех!!!». Вопрос о защите интеллектуальной собственности был актуален и в те времена, во всяком случае, на титульном листе нот читается надпись: «Контрофакция будет строго преследоваться законом 20 марта 1911 года». Отпечатаны ноты в Одессе, в типографии и нотопечатне издательства «Дело», а продавались в «нотных магазинах Густавсона, Островского, де Фриз (бывш. Иозефера), Премыслера, «Экономия» и во всех нотных магазинах России».

Танго "Ночь в Бразилии" - 18 опус, на обложке - фото Кюсса.



UPD. 26.09.2014
http://www.nlr.ru/e-case3/sc2.php/note/lc/4623/27#pict - королева экрана, оп. 22
http://www.nlr.ru/e-case3/sc2.php/note/lc/4623/28#pict - вальс "Моя тайна", 1912 оп. 13
http://www.nlr.ru/e-case3/sc2.php/note/lc/4623/31#pict - разбитая жизнь, оп. 8, СПБ, 1910
http://www.nlr.ru/e-case3/sc2.php/note/lc/4623/33#pict - Скорбь души, 1910, оп.11
http://www.nlr.ru/e-case3/sc2.php/note/lc/4623/34#pict - Марш "Тяжелая жизнь", оп. 14, 1911
Не все так однозначно...

Вывод: "Дирижабль" с большой вероятностью был написан в 1907 году.

Tags: XIX век, XX век, Танцевальное, факты о танцах
Subscribe

Posts from This Journal “факты о танцах” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments