Бодхи (bodhij) wrote,
Бодхи
bodhij

Categories:

1905 - Про маскарады

(продолжение тезисов, начало здесь)

Читая танцевальные учебники и книги по хорошему тону, можно составить очень однобокое мнение о балах, вечерах и маскарадах начала XX века. Но если принять во внимание тот факт, что если бы люди не нарушали этикетные правила, то об этом было бы незачем писать так много.


[дальше...]
В чем отличия маскарада от бала? Для многих сегодня эти понятия связаны, но в начале XX века разница была очевидна для каждого. Бал – это чаще всего званое мероприятие, со своими, довольно строгими правилами и строгим регламентом: Приглашения рассылаются заранее, хозяева стараются соблюсти равное количество кавалеров и дам, гостей ждет званый ужин, а костюмы четко соответствуют этикету.

mask2

Маскарад – мероприятие более демократичное. Если хотите – можете надеть костюм или маску, нет – никто вас не заставляет. Кавалерам – плюс: они могут не снимать шляпу, да и перчатками можно пренебречь. Это, конечно, плохой тон, но именно потому, что об этом пишут так много, скорее всего, многие про перчатки забывали.



Чаще всего, билеты на маскарады просто продавались, в том числе, на входе, приглашали всех желающих, и о приближающемся событии сообщали через афиши и рекламу в газетах. Народу в зал на маскараде набивалось много (что стало одним из поводов для запрета танцев после прихода к власти большевиков). По окончанию вечера часто публиковали небольшие заметки в газетах, как о самом маскараде, так и о происшествиях, которые часто им сопутствовали. Регулярно возникали небольшие скандалы, связанные прежде всего с костюмами и поведением отдельных гостей. Поэтому, полиция всегда была рядом. Идеи костюмов, конечно, можно было почерпнуть из модных журналов, однако, часто, источником вдохновения служили повседневные события, и участники являлись в костюмах «интервенция», «голод», «цензура», «холера» или, например, «Адам иЕва».

Буфер обмена-1

Важный атрибут – маска. В идеале, она должна закрывать лицо – тогда вас не узнают, и не смогут потом предъявить обвинение. Маски обычно не снимались, мне не встречалось упоминание правила «снять маски». Если вас узнавали под маской, то хорошим тоном было не выдавать инкогнито. Но собственно маска часто была необязательна – под маской понимали весь костюм. Конечно, бывали маскарады с более строгими правилами, тогда о них специально писали в объявлениях.

Разумеется, публика на таком общественном маскараде была самая разная, однако это легко регулировалось стоимостью билета. При этом часть собранных средств могла идти на благотворительные нужды, или, в случае, если маскарад организовывался обществом, «в помощь малоимущим членам».



Зачем вообще нужен маскарадный костюм? На то было несколько причин. Во-первых, маски могут приглашать на танец, что очень важно для женщин. Вообще в это время дамы уже могут приглашать кавалеров в некоторых, специально объявляемых танцах, но маска может приглашать кого угодно. Во-вторых, замаскированная дама может быть в короткой юбке, или в штанах – пока еще непозволительная вещь во всех других случаях. Ну, и в-третьих, на маскараде проводился конкурс на лучший мужской и женский костюм, с довольно ценными, и часто, удивительными призами.

В любом случае, на маскараде можно танцевать с незнакомцем и познакомиться в танце, в то время, как на частных балах, гостей представляют хозяин и хозяйка, либо (что чаще, для начала XX века) специально приглашенный распорядитель, который и ведет бал.



Но не нужно думать, что раз маскарад, то все стремились приходить в костюмах, один экстравагантнее другого. В газетах часто писали о том, что масок мало, они неинтересные, а то и вообще ни одного в костюме нет. Костюм, это привлекающая внимание, но отнюдь не обязательная вещь.

Несколько слов о буфете. Со времен Пушкина, когда студент мог не вылезая с балов, вполне прилично на них питаться, многое изменилось. Прохладительные напитки, конечно, остались, а так же печеньки, и даже иногда – чай с баранками. Но в целом, это и все. На балах еще бывали обеды, и бывали вечера, которые следовало бы назвать «обеды с танцами», но на маскарадах уже никто не стремился накормить публику.



О программе. Обычно программа составлялась заранее и списки танцев развешивались по стенам зала. Это было очень удобно – оркестр и публика знали, что за чем идет, и могли планировать перерывы. Одно отделение продолжалось около часа (музыкантам тоже требовался отдых), и перерыв между отделениями продолжался 15-30 минут. Время начала и длительность маскарада зависели только от прихоти организаторов. Так же как и бал, маскарад вел распорядитель. Вот его основные обязанности:
- Командовать полонезом, либо открывая его первой парой, либо идя перед колонной и указывая, куда поворачивать танцорам;
- Управлять вальсом, стоя в центре зала, не давая танцорам толкать друг друга;
- Объявлять фигуры кадрили;
- Вести котильон или мазурку;
- Управлять оркестром;
- Показывать публике новые простые танцы;
- Предотвращать падения, и решать всякие мелкие вопросы по ходу дела.

В завершение хочу познакомить с некоторыми материалами того времени, чтобы читатель мог лучше представить себе атмосферу маскарадов того времени.

mask1

концерт-бал электриков

Вырезки из газет того времени (спасибо Ярославскому Государственному Музею-Заповеднику, и особенно - Ирине Зубатенко):

1901-01-04 Северный край-2

1910-12-19 Голос-2

1914-01 Голос-2

1914-12-28 Голос-2

Несколько цитат из газет (Спасибо сайту "газетные старости"):
"Арест костюма.
19 февраля в нахичеванском коммерческом клубе был бал-маскарад.
Среди многих интересных костюмов обращал внимание женский костюм, изображавший всероссийский герб. На груди у маски находились художественно исполненные портреты Высочайших Особ. Голова была украшена двуглавым орлом с короной; между главами орла был Императорский портрет. Из-под шлема спускались национальные ленты с надписями: „амнистия“, „милости" и изображения усопших императоров и императриц.
Маска прибыла в самом начале вечера и беспрепятственно гуляла среди публики.
Члены жюри предполагали выдать маске 1-й приз. Во время раздачи призов пристав подошел к жюри и заявил, что портреты Царствующего Дома находятся не надлежащему месте, при чем обратил внимание на скипетр в правой и державу в левой руках маски. Пристав пригласил маску в директорскую комнату, где предложил ей снять костюм и назвать себя. Злополучной маской оказалась г-жа 0.Н.Аведикова. Записав ее адрес, пристав арестовал костюм для представления его градоначальнику.
Вчера в квартире г-жи Аведиковой был составлен о случавшемся полицейский протокол. "

" Маскарадное дело.
РЫБИНСК, 8,II. Полиции удалось выполнить распоряжение губернатора найти получившую первый приз на маскараде в Общественном клубе 18-го февраля 1911 года маску, под названием «Помещик», изображавшую мужика в рваном костюме, носившего на спине куклу помещика с цепью в одной руке и плетью в другой.
Маска, оказавшаяся писцом местного адвоката, подвергнут строгому допросу.
Распоряжение губернатора разыскать маску вызвано требованием из Петербурга. "

"Арест маски.
В Александровскена организованном в Народном доме местным обществом приказчиков бал-маскарад, в полночь явилась маска под синонимом «Борьба за свободу», изображавшая различные моменты освободительного движения 1905—06 гг.
У входа в зал маска, по распоряжению присутствовавшего на балу жандармского подполковника Редина, была арестована полицией.
Носитель ее, оказавшийся местным частным поверенным С.Блюшкиным, был вскоре освобожден, а на другой день приглашен в жандармское отделение, где ему сделали «строгое внушение». "

"РЫБИНСК. Случай в маскараде.
На последнем бал-маскараде в общественном клубе произошел такой инцидент. На бал явилась маска «японец», которая вела на цепочке собачку с надписью на спине «Russia» (у японца надпись на спине «Japon»). Маска привлекла внимание находившегося в клубе полицеймейстера. Когда «японец» находился уже в зале среди других костюмированных за ним явился городовой:
— Полицеймейстер требует!
«Японец» вышел в гардеробную и здесь между ним и полицеймейстером произошел такой диалог:
Полицейм. — Вы русский подданный?
Японец. – А вы как думаете?
Полицейм.—Я вас спрашиваю серьезно...
Японец. – Я рыбинский мещанин...
Полицейм. – И нe совестно вам на собачке изображать слово святое «Россия»?.. Снимите маску!..
Японец. — Очень совестно!.. (снимает маску, смеется). После этого «японец» был арестован и отправлен для удостоверения личности. Он оказался купцом В.М.Смирновым и привлечен к ответственности по 38 и 29 ст. уст. о наказ. "

"Нецензурная «маска»...
На маскараде, устроенном в городском клубе, всеобщее внимание привлекла маска, изображавшая «план Москвы» довольно таки нецензурно (с точки зрения 1001 ст.). Дежурный пристав удалил смелую маску. "

"Японско-русский конфликт в клубе
Передают любопытный случай имевший место в одном из наших второстепенных клубов на рождественском маскараде. Некто, служащий в одном из банков вырядился в японским воином (самурай) и в таком виде явился в клуб. Здесь он имел шумный успех, пока не попал в буфет, и не подошел к сидевшему здесь купцу С-ву. Последний, увидав японца, воспылал патриотизмом и немедленно вступил с ним в бой. Этот своеобразный японско-русский конфликт будет на днях разбираться у одного из столичных судей."
Tags: 1905, XX век, бал, как это делалось, факты о танцах
Subscribe

Posts from This Journal “1905” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments