Бодхи (bodhij) wrote,
Бодхи
bodhij

Categories:

Что такое котильон?


В очередной раз столкнувшись с подменой понятий, когда под словом "котильон" понимается 1-2 игры между танцами на балу, захотел написать обо всем по порядку.

Предупреждаю сразу, дальше пойдет не только изложение идеи, но и сплошная моя гипотеза, перемешаная с фактами. Ни в коем случае нельзя воспринимать ее как истину, и любое утверждение следует проверять.


18 век:
Впервые слово "котильон" встретилось мне в начале 18 века, в книге Feuillet - 4 requeil de dances de bal pour l'Annee 1706.
Это был вполне конкретный танец на 4-х человек Le Cotillon, с пометкой "Branle" - первый известный мне "котильон" и последний "бранль".

В середине 18 века "котильонами" стали называть контрдансы, в которых 4 пары становились в каре: пара напротив другой пары, слева и справа еще по паре, все смотрим в центр. Как я понимаю, насмотревшись на популярность контрдансов в Англии, французы решили подготовить свой собственный ответ.

В России, судя по всему "contredance francaise" не особенно прижились, но слово "котильон" было известно, в том числе, благодаря Компану, и его "краткому танцовальному словарю", перевод которого вышел в 1790 году: Cotillons. Котильон. Так называется один контр-данс. Котильон пляшут от четырех до осьми человек, где каждое лицо представляет свою ролю попеременно.

19 век:
В Россию приходит Французская кадриль. Но прежде я хочу привести еще одну цитату, на этот раз - Петровского, 1825 год: "Потому что котильон принадлежит к вальсу, или даже составляет незнаю какой то вальс, за нужное здесь почитаю не только напомнить о нем, но и описать. Клио, не поладив с шумливым Момом покрыла происхождение Котильона непроницаемым мраком неивестности, но на перекор Музе забавный Момус возжег в людях живейшую страсть к лбимцу своему, и с того времени до нынешнего котильон кружится и окружается тысячью самых жарких его приверженцев."

А в 1828 году выходит книжка "Собрание фигур для котильона, числом 224, составленные из употреблявшихся прежде и вновь сделанных туров", Спб

И в этой вот книжке в качестве "фигур вводных", публикуется несколько кадрилей, в том числе французская.

В общем, мой вывод такой:
- в конце 18 века Россия познакомилась с контрдансами французскими, они же котильоны. Слово стало обозначать танец в каре, на любое число пар (Если у нас живые музыканты, и мы хотим танцевать, и нас набирается 12 пар, а человек, который помнит все фигуры и умеет громко кричать только один, то что же нам делать?)
- Потом пришла Французская кадриль, и стала популярной и модной... но 5-6 всем известных фигур быстро надоедают, и надо бы придумать что-то еще.
- Поэтому мы вставляем дополнительные туры после 4-й фигуры и перед финалом. И в этом определенный прикол, потому что никто не знает, что это будет.
- называем эти фигуры котильонами, потому что это ведь и правда котильоны.
- фантазия безгранична, и в какой-то из вечеров парень или девушка соображают, что вот эта кадриль, это же аккурат тот самый хоровод, в котором у них крестьяне ходят, и "Ванюшка, играй!", проходит гоголем, и зовет партнера напротив на вальс, и кружат его в центре обалдевших остальных, а потом вытаскивают кого-то еще.
- Девушкам это особенно нравится, потому что они могут выбирать кавалеров сами - и это становится главной фишкой.
- и "котильон" моментально становится модным развлечением по всей стране, и кадриль то ждут уже ради него.
- потом кто-то вдруг понимает - а зачем нам кадриль вообще? Круг галопом в начале, круг в конце, а в середине - "панеслаааась!".

И еще один момент. В конце 18 века в Россию пришла мазурка. Вот она сразу пришла как набор туров-игр. Мазурку всегда танцевали сильно не все, и логично, что можно взять идеи из мазурки, и делать все как в мазурке, только не мазуркой. а например, вальсом - чем плохо?

В итоге котильон стал представлять собой набор туров из вальса, галопа, мазурки и польки, замешанных на играх, перемене партнеров, контрдансных фигурах и т.п.

В общем, когда европейцы обратили внимание на Россию, откуда что взялось в этом миксе - понять было сложно. Поэтому это все безобразие окрестили "котильон а ля рюс" и успокоились. А про мазурку написали, что "это то же самое, что котильон а ля рюс, только на шагах мазурки".

20 век.
В Советском Союзе про котильон не забыли, однако, превратили его в "танцевальные игры-забавы", используя отдельные туры, конечно, идеологически выдержанные в духе времени и решений "-цатого съезда". Современные "котильоны с цветком" стилистически как раз продолжают эту традицию, в то время как настоящий котильон, продолжавшийся по нескольку часов, успешно забыт. Ну, или почти забыт.

21 век.
Никто не забыт и ничто не забыто:)
Tags: XIX век, как это делалось, факты о танцах
Subscribe

Posts from This Journal “факты о танцах” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 75 comments