Петербургские записки. Балы и маскарады. 1839 год.

Источник: Северная Пчела, 1839, № 24, понедельник, 30 января. с. 95



Большущая статья про то, какие вообще были балы в Петербурге в 1839 году.

- Зачем нужны были маскарады, и в чем отличие от балов?
- Что такое "ситцевый бал"?
- О чем говорят мужчины на балу, если дамы не пришли?
- Сколько должна играть музыка для кадрили, а сколько для мазурки?
[весной это особенно занятно читать...]

Январь приближается к концу, а вместе с ним и шумное время балов и маскарадов, которое едва ли когда было короче, нежели в нынешнюю зиму, и притом едва ли когда было блистательнее нынешнего. Танцующей молодежи не было отдыха ни одного дня, потому что должно было недель в пять натанцеваться столько же, как в предыдущих годах, в течении двух месяцев. За то не спрашивайте у наших красавиц, что сталось с их свеженькими щечками, привезенными ими, осенью, с собою из деревень и с дач. Они померкли в душных залах, при свете люстр и жирандолей, завяли в бальной атмосфере, вместе с букетами душистых цветов, неразлучными спутниками наших дам на бале!
Наступившая неделя, наша веселая Масленица, хоть так же принадлежит к бальному времени года, имеет, однако же, свой отдельный характер. На Масляной танцы уступают место зрелищам. Не говоря уже о подвижных сценах, воздвигаемых, на несколько дней, на нашей прекрасной Адмиралтейской Площади, театры, во всю неделю, не закрывают дверей своих, подобно тому, как в древнем Риме, во время войны, не закрывали дверей в храме Януса. Спектакли по утрам, спектакли по вечерам, маскарады по ночам! Где же тут думать о танцах? Поэтому-то и можно сказать, что вчера окончилось собственное время балов. Итак, на прощанье, вспомним о них, из благодарности за все приятные и веселые минуты, которыми мы им обязаны в нынешнюю зиму.

Вся статья у нас на сайте.

Бал у Йогеля, или детский бал 1839 года.

Мне очень интересен этот человек. Его почитала вся Москва, дети нескольких поколений учились у него танцевать... и при этом о нем почти ничего не известно. Однако иногда находятся вот такие цитаты:

Москва, 1839 год.
Цитата:
Галатея, 1839, № 4, с. 327
Collapse )

Про то, что мы видим.

Я подвел итоги ответов на предыдущий пост.
Животное на картине было выбрано случайно, просто совпало с днем кошек. Однако, я постарался выбрать наиболее ярко выраженного кота. В процессе выбора, убедился, что это именно кот:)

Для меня смысл был в том, чтобы проверить, насколько разные люди по-разному воспринимают и передают одинаковую информацию. Я предполагал примерно равное распределение слов "кот" и "кошка", но результаты меня несколько удивили:

Кот: ответило 16 человек, из них 13 женщин и 3 мужчин.
Кошка: ответило 7 человек, из них 1 женщина и 6 мужчин.
Другое: ответило 7 человек, из них 2 женщины и 5 мужчин.
"другое" - это "котейка", "герой дня", "животное" и т.д.

Результатов, конечно, не очень много, но полагаю, случайностью такое распределение уже не назовешь.

Зачем это?
Вчера мы начали прием заявок на наш весенний танцевальный вечер. Форма стандартная, и раньше вопросов не возникало. Однако, в этот раз нашлись люди, которые с трудом прошли контрольный вопрос - тот, который мы ставим как защиту от ботов.

Вопрос такой: "Видала я котов без улыбок, но улыбку без ... " и нужно вставить слово, которое подразумевается.
Можно, конечно, не читать книгу "Алиса в Стране Чудес", но догадаться по контексту очень легко. Как мне казалось.
Выяснилось, что я был не прав.

Тогда я задумался - а если бы я рядом с полем вставил картинку кота, помогло бы это людям? И судя по результатам вчерашнего теста - помогло бы, но только женщинам:)

Пока вы отвечали на вопрос, у меня родилось еще несколько вопросов без ответа:
- а если бы я просто сделал капчу картинкой, сколько вариантов пароля пришлось бы забить в базу правильных ответов?
- если мы программируем робота реагировать на голосовые команды - насколько большой должна была бы быть база синонимов?
- если мы реконструируем танец по тексту - то, учитывая, что даже кота по картинке все воспринимают по разному, какова вообще вероятность, что мы хотя бы на правильном пути?
- ну и вообще, если у нас даже по поводу кота столько разных мнений (См. "другое"), то как мы вообще находим общий язык?!

Техника исполнения кадрилей в 1850-1900-х годах. Англия и Америка.

Давно хотел написать этот пост, даже Александру (thegreenpony) обещал.


(Картинка призвана подчеркнуть, что скучными кадрили не были).

Разбирая к костромскому балу кадриль Caledonian, я столкнулся с тем, что практически все источники отличались небольшими деталями. Это удивительно, поскольку чаще всего авторы просто списывали друг у друга куски текста, а тут вдруг - собственные мысли! Это было странно и вдохновило меня на дальнейшие поиски.

Как-то легко всеми принято на веру мнение Целлариуса, что в кадрилях все теперь просто ходят. Считается, что в Европе и Америке с середины века и до конца вся техника кадрилей - это простые прогулочные шаги.
Все это хорошо, но возникает вопрос - как при этом делать балансе, например, во французской кадрили?
Современные танцоры обычно используют современные же падебаски. А как выходили из положения в XIX веке, когда современных шотландских падебасков еще не было?
Collapse )

Caledonian quadrille - каледонская кадриль


Небезызвестный G.M.S. Chivers в 1821 году издал кадриль с названием Caledonian, которая оказалась ужасно живучей, и исполняется до сих пор.
Даниэла из Костромы сделала ее реконструкцию, и побудила меня провести небольшое исследование. Получилось неожиданно много всего:
- Кадриль появилась в "нашем ампире".
- Прошла через польку.
- Дожила до кекуока.
- Отметилась во второй мировой.
- Дожила до наших дней.

При этом, изменения, которые добавляли многочисленные (десятки) авторы, оказались косметическими.

Попутно немного озаботился вопросом balance в поздних кадрилях, и тоже нашел много интересного и нового. В общем, текст на сайте.

Бал "Русский котильон" - подготовка: МАЗУРКА


Я снова о танцах, и на этот раз - о мазурке.

Интересно, что в России в 1820-х годах техника исполнения и форма мазурки сильно меняется. Collapse )

Тем не менее, еще не произошло смешивание традиции мазурки и котильона, и мазурка в 1820-х годах исполняется в 4 пары. Об этом пишет Петровский, кроме того, у нас есть описание двух фигур, придуманных Йогелем, которые так же исполняются в 4 пары.

Collapse )

Бал "Русский котильон" - окончание приема заявок.

Уууупс!
Количество желающих стало достигло максимально возможного для этого зала, и даже несколько его превзошло. Мы рады всем гостям, однако, из соображений комфорта вынуждены остановить прием заявок.

До бала остается неделя - всем хорошего настроения и хорошей погоды!

Бал "Русский котильон" - подготовка: КАДРИЛЬ



Вообще, следовало бы назвать эту статью "Русская кадриль", но тут уместно вспомнить слова Петровского: "Под сим названием разумеется кадриль простая, или всякой нации принадлежащая, как то: в России Русская, в Царстве Польском Польская и пр.".

Напоминаю, что речь идет о 1820-х годах. До этого времени кадрили, конечно, тоже танцевали, но в этой статье я пишу только о данном десятилетии.

Collapse )
Как мы будем танцевать на балу:
Учитывая, что дам у нас в 2 раза больше чем кавалеров, мы вынуждены корректировать исполнение танцев, по возможности, не изменяя схем.

Поэтому:
Collapse )